Наверняка когда вы слышите слово «Интервьюер», возникает образ самого известного блоггера в России — Юрия Дудя, который заработал на этом порядка 1,8 млн долларов за 2021 год. Если вы не слишком знакомы с интернетом, то образом интервьюера для вас будет Михаил Познер, который часто берет интервью у различных знаменитостей.
Но не стоит так узко воспринимать это определение слова «интервьюер» — ведь ими считаются и те, кто набирают людей на работу и те, кто ходят по домам и опрашивают население.
Интервьюер — это кто: определение
Интервьюер — человек, который берет интервью и получает информацию от другого, задавая ряд вопросов. Это может быть маркетолог, который проводит исследовательский опрос, «эйчар» на собеседование или журналист.
В случае с журналистами, интервьюер проводит интервью с определенным человеком — таким примером выступает Юрий Дудь. Он приглашает интересных людей на свои интервью, задает каверзные и личные вопросы. Это делает интервью интересным и просматриваемым — на чем Дудь и зарабатывает.
Если мы говорим о маркетинге, то интервьюеры — это те ребята, которые ходят по домам и проводят перепись населения, проводят платные или бесплатные опросы в интернете и реальной жизни. Вы в любом случае их встречали в своей жизни — даже те, кто просят уделить «минуточку» в торговых центрах, считаются интервьюерами.
И самый основной тип интервьюеров — это «эйчары» или ребята из отдела кадров, которые проводят собеседование с потенциальными сотрудниками. Это может быть и руководитель отдела, предприятия или индивидуальный предприниматель — и в этой ситуации он тоже будет считаться интервьюером.
Тот, кто берет интервью, называется интервьюер. Он может быть журналистом, маркетологом или «эйчаром». Все они собирают информацию, анализируют и выдают какой-либо результат: например принять человека на работу или нет, составляют характеристику и прочее.
Для чего нужны опросы?
- Узнать мнение целевых респондентов о продукте или услуге. Компания Opros Inc заказывает исследование «Насколько вам нравится наш сайт?» у маркетинговой компании. Те составляют с помощью агентов компании опрос, отбирают целевую аудиторию и размещают опрос на опросниках или распространяют его любым другим путем.
- Выявить новые тенденции. Аналогично с прошлым случаем — компании Opros Inc надо узнать, какие статьи еще написать. Мы заказываем исследование, а респонденты подсказывают нам, что еще написать и какие темы осветить.
- Определить общественное мнение по тому или иному вопросу. Как правило, государственные структуры заказывают или проводят сами через подконтрольные ресурсы, исследования, которые покажут отношения людей к государственным механизмам.
Как можно проводить опросы интервьюеру — 3 варианта
Выделяют три основных типа «отношений» между интервьюером и респондентом:
- Оффлайн встреча или собеседование. Подобные опросы проводят при личной встрече по заранее оговоренным вопросам. Это может быть в торговом центре, на крыльце вашего дома или на собеседование у работодателя. Раньше этот способ был популярный, потому что альтернатив практически не существовало, кроме следующего типа анкетирования.
- Телефония. Все до предела проста — находим базу номеров примерных целевых респондентов: в наше время это не сложно сделать, потому как любую базу можно купить в «Даркнете» (это запрещено законодательством РФ и мы не призываем это делать). Затем прозваниваем людей по номерам, задаем вопросы и получаем статистические данные.
- Онлайн (платные опросы). Самый удобный способ проведения для человека, у которого берет интервью. В этом случае мы просто создаем сам опрос или даем сделать это маркетинговой компании. Затем размещаем его на опроснике, который подберет аудиторию по входным данным. В этом случае легко собрать аналитику, а сам метод не считается дорогим.
Подробнее о типах проведения опросов мы написали в статье «Что такое опросы и как их проводить?».
Как работать интервьюером: где найти работу и зарплата
Как мы отметили выше — понятие «интервьюер» достаточно широкое: им может быть журналист, «эйчар» или маркетолог. Поэтому мы разберем работу каждого отдельно — как и их зарплаты и обязанности.
Журналист
Зарплата: от 1 тысячи ₽ до бесконечности
Где найти работу: hh.ru, rabota.ru, свой блог
Здесь нет никаких ограничений по заработной плате — работайте удаленно по сделке, по фиксированной зарплате в офисе или создавайте свой блог с монетизацией. Мы даже не станем приводить в пример самого известного интервьюера России — Юрия Дудя, который по данным Forbs заработал 1,8 млн долларов за 2021 год.
Понятное дело — что далеко не каждый сможет выйти на такой доход: но даже с простейших рекламных интеграций на своем канале, вы можете зарабатывать по 100-150 тысяч рублей за месяц. Даже мне на старте моей карьеры копирайтером, удавалось найти заказы по интервью за 2 тысячи рублей на бирже фриланса.
На агрегаторе вакансий HH по запросам «интервьюер» и смежным, размещено больше 2 900 вакансий: половина из них к нашей тематике не относится, но найти для себя что-то точно можно. Зарплаты разные — все зависит от компании, региона, требований, опыта и остальных факторов.
HR-менеджер
Зарплата: от 30 до 150 тысяч ₽
Где найти работу: hh.ru, rabota.ru
HR-менеджер или «эйчар» — это специалист, который помогает определить: подходит кандидат для работы или нет. Они проводят собеседование, на котором задают различные вопросы интервьюируемому. На основе ответов делают вывод — можно принять человека в компанию, или стоит сказать ему коронное: «Мы вам перезвоним».
Требования к кандидатам с высокой зарплатой — особое дело: вы должны разбираться в людях, понимать подходят ли они компании, смогут ли влиться в коллектив и остальное.
Маркетолог
Зарплата: от 10 до 50 тысяч ₽
Где найти работу: hh.ru, rabota.ru
Мы говорим не совсем о классических маркетологах, которые продвигают бизнес в интернете и обычной жизни. В это понятие мы объединили всех, кто занимается создание опросов и анкетированием населения различными способами: от телефонных разговоров до распространения анкет в торговых центрах и иных местах скопления людей.
Работа маркетологом включает в себя:
- распространение опроса различными способами
- содействие в создание опроса для интервьюирования
- проверка данных
Вакансии найти можно везде — однако стоит понимать, что вам придется в основном работать не над созданием анкет и занимать их модерацией, а назойливо предлагать людям заполнить анкету или ответить на несколько ваших вопросов.
Профессиональные требования к интервьюеру
На каждой вакансии написаны общие требования к кандидатам — везде они различаются, но есть несколько типовых требований к кандидатам:
- аналитическое мышление
- стрессоустойчивость
- приличный внешний вид (если вы работаете не удаленно)
- грамотная устная или письменная речь
- общительность
- дружелюбность
- умение убеждать и общаться
- ответственность
Как мы считаем, хороший интервьюер должен понимать базовые азы психологии влияния и аналитики человека.
Часто спрашивают «интервьер или интервьюер» — как правильно писать? Мы можем сказать точно, что по нормам русского языка, стоит употреблять слово «интервьюер».
Плюсы и минусы работы интервьюером
Плюсы:
- возможность работы удаленно
- гибкий график
- не требуется спец. образование, если мы говорим об маркетологах
- можно прокачать навыки общения с людьми
- возможность познакомится с интересными людьми
- достойная оплата труда (не всегда)
Минусы:
- шанс натолкнуться на неадекватов при общение
- надо уметь общаться с различными людьми, даже теми, кто вам не нравится, что эмоционально вас истощает
- если мы говорим о «полевых» заданиях, то вам придется много ходить
Вместо вывода
- Интервьюер — человек, который опрашивает людей или человека, задавая различные вопросы с целью выяснить что-либо или взять интервью.
- Мы выделяем три основных типа интервьюеров — маркетологи, «эйчары» и журналисты.
- Интервьюер проводит опросы офлайн, по телефону или онлайн на сайтах платных опросов.